«Поклонимся великим тем
годам…»
Характеристика
проекта:
По длительности: долгосрочный.
Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста,
родители.
Актуальность проекта:
Россия – государство с многовековой историей. Красота
русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины
закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Мы
педагоги должны помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью
России.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к
семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины
начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и
что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота.
Стержнем всего российского воспитания является
патриотизм. Понятие патриотизм включает в себя любовь к Родине, к земле, где
родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
А зачем детям-дошкольникам нужны знания об истории
страны? Ведь необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные
достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в
будущем.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине,
патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального
характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим
обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших
проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство,
оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой
народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением
окружающего нас мира.
Один из наиболее эффективных методов патриотического
воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию
общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Поклонимся
великим тем годам…» позволит задействовать различные виды детской деятельности.
Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными
участниками станут и родители.
В проекте поставлена задача воспитания любви к
Отечеству, преданности ему. Дети должны стремится своими действиями служить
интересам своей Родины. У детей формируются воля, выносливость, смелость,
познание традиций, поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.
Патриотическое воспитание детей является одной из
основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по
содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение
своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить
богатство своей страны.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье,
к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины
начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и
что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности.
Цели
проекта:
Осуществление представлений о том, как русские люди
защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и как об этом помнят
ныне живущие люди. Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за
подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.
Обобщить и
расширить знания детей об истории Велико
Отечественной войны.
2.
Дать детям
представления о том, что народ помнит и чтит память героев Великой
Отечественной войны 1941-1945
г.г.; в честь героев слагают стихии песни, воздвигают
памятники.
3.
Обобщать и
расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.
4.
Познакомить детей
с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной
войны.
5.
Познакомить
дошкольников с историей освобождения родного города от немецких захватчиков.
6.
Сохранять трепетное отношение к празднику
Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
7.
Организовать сотрудничество с родителями,
оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников
патриотических чувств.
8.
Формировать
мнение о недопустимости повторения войны.
Описание проекта:
Воспитание
гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач:
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому
саду, родной улице, городу, стране; формировать в нем чувство хозяина –
бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и
общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину
предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать
в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение
к ветеранам Великой Отечественной войны; формировать чувство интернационализма,
уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
Патриотическое воспитание является одним
из важнейших направлений в деятельности государственных, общественных и
образовательных учреждений.
По своему содержанию патриотическое
воспитание выступает как часть политического воспитания, верность Родине служит
одним из ведущих признаков высокой нравственности, а трудовая деятельность
является воплощением патриотического сознания и чувств.
Однако как самостоятельное направление
воспитательного процесса оно требует специфического содержания и особых форм
работы. Важным элементом содержания воспитания является показ героизма
советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Испытанными формами этой работы являются
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, героями трудовых подвигов;
проведение праздников и памятных дат, посвященных боевой славе народа, его
вооруженных сил.
Героические страницы Великой
Отечественной войны обладают огромной притягательной силой. Ратные подвиги
наших соотечественников на фронте, их доблестный труд в тылу широко отражены в
художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.
Сравнительная близость событий Великой
Отечественной войны, обилие доступной для дошкольников литературы, возможность
встречи с участниками событий вносят в работу значительно больший элемент.
Материалы демонстрируются на выставках и при оформлении экспозиций.
Патриотическое воспитание на примерах
мужества и героизма советских людей в годы грозных великих испытаний дает
положительный результат, вооружает детей знаниями о нашей истории. Использование
краеведческого материала для освещения вопросов истории позволяет педагогу
убедительнее и нагляднее влиять на становление гражданина. У детей возникает
чувство причастности к событиям, происходившим в нашей стране, нашем городе,
ведь участниками этих событий были наши земляки, а иногда знакомые и
родственники. Привлечение краеведческого материала приближает историческое
прошлое к сознанию дошкольников, внося в педагогический процесс элемент живого
созерцания. Краеведческая работа стимулирует участие дошкольников в
общественной жизни, играет важную роль в воспитании патриотических чувств.
Контингент воспитанников: старший дошкольный возраст
(5-7 лет).
Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание
подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и
совместной работы родителей и их детей. Вся работа будет построена с учетом
предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и подлинными
документами прошлого и настоящего, презентационным материалом.
Проект «Поклонимся великим тем годам…»
способствует построению диалогического взаимодействия взрослого
и дошкольника, активизирует развитие у детей созидательной и
познавательной деятельности.
При использовании информационной поддержки
семей воспитанников собран уникальный презентационный материал: наградные
документы участников Великой Отечественной войны, фотографии прадедушек и
прабабушек, «Герои Великой Отечественной войны», «Дети – герои Великой
Отечественной войны», «Великая Отечественная война в произведениях художников»,
«Наши прадедушки и прабабушки в годы Великой Отечественной войны», «Праздник со
слезами на глазах», «Кубань в годы Великой Отечественной войны», «Военная
техника времен Великой Отечественной войны» и т.д.
Работа по
реализации проекта ведется по разделам:
1 «Методическая
копилка»:
· Определение основных направлений работы.
· Сбор информации по теме педагогами и родителями.
· Составление программы взаимодействия семьи и ДОУ.
· Разработка образовательных
ситуаций с детьми старшего дошкольного возраста.
· Написание
сценариев развлечений и праздников по данной теме.
· Подготовить материально-техническую базу и создание
мотивационных, организационных, нормативно-правовых, программно-методических,
информационных условий для ознакомления дошкольников с национальностями людей,
проживающих на территории нашего края.
· Сбор материала
и создание презентаций для работы с детьми старшего дошкольного возраста по
проекту.
· Обобщение накопленного материала и выпуск
методического пособия по данной теме.
2 «Библиотечный»:
· Стихи.
· Рассказы.
· Пословицы и
поговорки.
3
«Музыкальная шкатулка»:
· Прослушивание
песен времен Великой Отечественной войны.
· Музыка военных
лет.
· Разучивание
песен о войне современных композиторов.
· Военные танцы и
пляски.
4
«Презентационный»:
· «Плакаты времен
ВОВ».
· «Ордена и
медали».
· «Война глазами
детей».
· «Военная
техника Великой Отечественной войны».
· «Блокада
Ленинграда».
· «Освобождение
Краснодара».
· «Города-герои».
· «Минута
молчания».
· «Праздник со
слезами на глазах…».
· «Памятники
защитникам и освободителям города Краснодара».
· «Памятники
освободителям России».
· «Великая
Отечественная война в произведениях художников».
· «Наши
прабабушки и прадедушки на войне…».
· «Пионеры-герои».
· «Женщины на
защите Отечества».
· «Четвероногие
помощники на фронте».
5 «Игровая
кладовая»:
·
Настольные игры и
дидактические игры с патриотическим содержанием.
·
Подвижные игры и эстафеты с элементами
военно-патриотическими элементами.
6 «Музеный»:
·
Выставка
предметов ВОВ.
·
Фотовыставки.
·
Выставки рисунков.
·
Оформление
военных уголков.
7 «Знайка»:
· Проведение НОД по теме ВОВ.
· Беседы.
· Встречи с ветеранами ВОВ.
· Встречи с работниками тыла во время войны.
· Встречи с «детьми» войны.
· Рекомендации родителям по данной теме.
8
«Художественная мастерская»:
(конструирование, лепка, ИЗО, использование планшета для рисования)
· «9 мая – День
Победы».
· «Военная техника».
· «Георгиевская лента – символ Победы».
· «Война глазами детей».
· Оформление листовок «12 февраля – день освобождения
Краснодара от немецких захватчиков».
· Оформление «фронтовых» писем.
9
модуль «Отчетный»:
·
Размещение
информации на сайте ДОУ.
·
Выставки рисунков.
·
Фотовыставки,
фотогалереи.
·
Систематизирование
методического материала.
·
Оформление статей
в газете ДОУ «70 лет Великой Победе».
·
Проведение
совместных мероприятий (досуги, развлечения, праздник).
·
Размещение
информации на сайте ДОУ.
·
Выпуск методического
пособия.
Этапы
реализации проекта:
I. Подготовительный
(01.04.19 – 31.05.19):
1.
Изучение
теоретических вопросов проблемы. Анализ методической литературы по теме.
2.
Сбор информации
педагогами и родителями (фото, исторический материал, медали и ордена
участников ВОВ и т.д.).
3.
Создание «банка»
на электронных носителях.
4.
Изготовление
практического материала.
5.
Составление
программы взаимодействия семьи и ДОУ.
6.
Разработка игровых
образовательных ситуаций, сценариев, досугов и развлечений.
7.
Подготовить
материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных,
программно-методических, разработка образовательных ситуаций по нравственно-патриотическому
воспитанию, создание информационных условий для реализации проекта.
II. Основной (03.06.19 – 31.03.20):
1. Систематизация методического материала.
2.
Проведение образовательных
ситуаций, бесед, встреч с ветеранами ВОВ.
3.
Демонстрация
презентационного материала.
4.
Проведение
мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.
5.
Повышение
профессиональной компетентности педагогов и родителей.
6.
Проведение On-Line-консультаций
для родителей.
7.
Размещение
информации на сайте ДОУ.
8.
Размещение
материала в газете ДОУ.
III. Заключительный (01.04.20 – 29.05.21):
Модификация и включение НОД по нравственно-патриотическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста в сетку образовательного
процесса ДОУ.
Организация
встреч, праздников, развлечений, выставок совместно с родителями и
общественностью.
Ожидаемые
результаты проекта:
· Дети осознают,
какой ценой была достигнута Победа в Великой Отечественной войне, насколько
трудными были шаги к ней.
· При знакомстве
детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной
войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны у детей будет
наблюдаться серьёзное отношение, повышенный интерес.
· Восстановится
связь поколений в семье через память о войне. На заключительное мероприятие –
тематический праздник «Священный праздник День Победы», будут приглашены в
качестве почётных гостей ветераны, работники тыла и «дети» войны.
Мы надеемся, что гипотеза, которую мы
предполагали в начале работы над проектом, даст положительные результаты,
которые порадуют и педагогов, и детей и родителей.
Мы считаем, что данный проект может иметь широкое распространение в муниципальной, краевой и федеральной
системе дошкольного образования. Проект не требует значительных материальных
затрат, в его реализацию активно включатся родители воспитанников,
общественность. Сведения о Победе в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г, героях Краснодара,
доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Библиографический список:
1.
Алексеев С.П.
Рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: Махаон, 2013.
2.
Великой Победе
посвящается. Праздники в детском саду. Творческий центр. – М., 2011.
3.
Иванова
А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое
пособие. – М.:ТС Сфера, 2007 .- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
4.
Занятия по
патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской.
Творческий центр. – М., 2011.
5.
Новицкая
М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.:
Линка-Пресс, 2003.
6.
Ознакомление с
окружающим миром. Конспекты занятий для работа с детьми 6-7 лет. И. А.
Морозова, М. А. Пушкарева. – М.:Мозаика-синтез, 2007.
7.
Ознакомление с
окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. И. Л.
Морозова, М. А. Пушкарева. – М.: Мозаика-синтез, 2007.
8.
Пионеры-герои.
Рассказы о пионерах-героях Советского Союза. Красноярское книжное издательство,
1986.
9.
Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических
работников ДОУ/ Авт. –сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина и др. – 2-е изд.;
испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2001
г.
10.
Уссурийцы в боях
за Родину. Уссурийск. УГПИ. 2000.
11.
Штанько
И.В., Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Характеристика
проекта:
По длительности: долгосрочный.
Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста,
родители.
Актуальность проекта:
Россия – государство с многовековой историей. Красота
русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины
закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Мы
педагоги должны помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью
России.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к
семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины
начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и
что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота.
Стержнем всего российского воспитания является
патриотизм. Понятие патриотизм включает в себя любовь к Родине, к земле, где
родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
А зачем детям-дошкольникам нужны знания об истории
страны? Ведь необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные
достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в
будущем.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине,
патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального
характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим
обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших
проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство,
оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой
народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением
окружающего нас мира.
Один из наиболее эффективных методов патриотического
воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию
общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Поклонимся
великим тем годам…» позволит задействовать различные виды детской деятельности.
Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными
участниками станут и родители.
В проекте поставлена задача воспитания любви к
Отечеству, преданности ему. Дети должны стремится своими действиями служить
интересам своей Родины. У детей формируются воля, выносливость, смелость,
познание традиций, поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.
Патриотическое воспитание детей является одной из
основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по
содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение
своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить
богатство своей страны.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье,
к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины
начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и
что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности.
Цели
проекта:
Осуществление представлений о том, как русские люди
защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и как об этом помнят
ныне живущие люди. Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за
подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.
Обобщить и
расширить знания детей об истории Велико
Отечественной войны.
2.
Дать детям
представления о том, что народ помнит и чтит память героев Великой
Отечественной войны 1941-1945
г.г.; в честь героев слагают стихии песни, воздвигают
памятники.
3.
Обобщать и
расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.
4.
Познакомить детей
с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной
войны.
5.
Познакомить
дошкольников с историей освобождения родного города от немецких захватчиков.
6.
Сохранять трепетное отношение к празднику
Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
7.
Организовать сотрудничество с родителями,
оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников
патриотических чувств.
8.
Формировать
мнение о недопустимости повторения войны.
Описание проекта:
Воспитание
гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач:
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому
саду, родной улице, городу, стране; формировать в нем чувство хозяина –
бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и
общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину
предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать
в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение
к ветеранам Великой Отечественной войны; формировать чувство интернационализма,
уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
Патриотическое воспитание является одним
из важнейших направлений в деятельности государственных, общественных и
образовательных учреждений.
По своему содержанию патриотическое
воспитание выступает как часть политического воспитания, верность Родине служит
одним из ведущих признаков высокой нравственности, а трудовая деятельность
является воплощением патриотического сознания и чувств.
Однако как самостоятельное направление
воспитательного процесса оно требует специфического содержания и особых форм
работы. Важным элементом содержания воспитания является показ героизма
советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Испытанными формами этой работы являются
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, героями трудовых подвигов;
проведение праздников и памятных дат, посвященных боевой славе народа, его
вооруженных сил.
Героические страницы Великой
Отечественной войны обладают огромной притягательной силой. Ратные подвиги
наших соотечественников на фронте, их доблестный труд в тылу широко отражены в
художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.
Сравнительная близость событий Великой
Отечественной войны, обилие доступной для дошкольников литературы, возможность
встречи с участниками событий вносят в работу значительно больший элемент.
Материалы демонстрируются на выставках и при оформлении экспозиций.
Патриотическое воспитание на примерах
мужества и героизма советских людей в годы грозных великих испытаний дает
положительный результат, вооружает детей знаниями о нашей истории. Использование
краеведческого материала для освещения вопросов истории позволяет педагогу
убедительнее и нагляднее влиять на становление гражданина. У детей возникает
чувство причастности к событиям, происходившим в нашей стране, нашем городе,
ведь участниками этих событий были наши земляки, а иногда знакомые и
родственники. Привлечение краеведческого материала приближает историческое
прошлое к сознанию дошкольников, внося в педагогический процесс элемент живого
созерцания. Краеведческая работа стимулирует участие дошкольников в
общественной жизни, играет важную роль в воспитании патриотических чувств.
Контингент воспитанников: старший дошкольный возраст
(5-7 лет).
Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание
подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и
совместной работы родителей и их детей. Вся работа будет построена с учетом
предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и подлинными
документами прошлого и настоящего, презентационным материалом.
Проект «Поклонимся великим тем годам…»
способствует построению диалогического взаимодействия взрослого
и дошкольника, активизирует развитие у детей созидательной и
познавательной деятельности.
При использовании информационной поддержки
семей воспитанников собран уникальный презентационный материал: наградные
документы участников Великой Отечественной войны, фотографии прадедушек и
прабабушек, «Герои Великой Отечественной войны», «Дети – герои Великой
Отечественной войны», «Великая Отечественная война в произведениях художников»,
«Наши прадедушки и прабабушки в годы Великой Отечественной войны», «Праздник со
слезами на глазах», «Кубань в годы Великой Отечественной войны», «Военная
техника времен Великой Отечественной войны» и т.д.
Работа по
реализации проекта ведется по разделам:
1 «Методическая
копилка»:
· Определение основных направлений работы.
· Сбор информации по теме педагогами и родителями.
· Составление программы взаимодействия семьи и ДОУ.
· Разработка образовательных
ситуаций с детьми старшего дошкольного возраста.
· Написание
сценариев развлечений и праздников по данной теме.
· Подготовить материально-техническую базу и создание
мотивационных, организационных, нормативно-правовых, программно-методических,
информационных условий для ознакомления дошкольников с национальностями людей,
проживающих на территории нашего края.
· Сбор материала
и создание презентаций для работы с детьми старшего дошкольного возраста по
проекту.
· Обобщение накопленного материала и выпуск
методического пособия по данной теме.
2 «Библиотечный»:
· Стихи.
· Рассказы.
· Пословицы и
поговорки.
3
«Музыкальная шкатулка»:
· Прослушивание
песен времен Великой Отечественной войны.
· Музыка военных
лет.
· Разучивание
песен о войне современных композиторов.
· Военные танцы и
пляски.
4
«Презентационный»:
· «Плакаты времен
ВОВ».
· «Ордена и
медали».
· «Война глазами
детей».
· «Военная
техника Великой Отечественной войны».
· «Блокада
Ленинграда».
· «Освобождение
Краснодара».
· «Города-герои».
· «Минута
молчания».
· «Праздник со
слезами на глазах…».
· «Памятники
защитникам и освободителям города Краснодара».
· «Памятники
освободителям России».
· «Великая
Отечественная война в произведениях художников».
· «Наши
прабабушки и прадедушки на войне…».
· «Пионеры-герои».
· «Женщины на
защите Отечества».
· «Четвероногие
помощники на фронте».
5 «Игровая
кладовая»:
·
Настольные игры и
дидактические игры с патриотическим содержанием.
·
Подвижные игры и эстафеты с элементами
военно-патриотическими элементами.
6 «Музеный»:
·
Выставка
предметов ВОВ.
·
Фотовыставки.
·
Выставки рисунков.
·
Оформление
военных уголков.
7 «Знайка»:
· Проведение НОД по теме ВОВ.
· Беседы.
· Встречи с ветеранами ВОВ.
· Встречи с работниками тыла во время войны.
· Встречи с «детьми» войны.
· Рекомендации родителям по данной теме.
8
«Художественная мастерская»:
(конструирование, лепка, ИЗО, использование планшета для рисования)
· «9 мая – День
Победы».
· «Военная техника».
· «Георгиевская лента – символ Победы».
· «Война глазами детей».
· Оформление листовок «12 февраля – день освобождения
Краснодара от немецких захватчиков».
· Оформление «фронтовых» писем.
9
модуль «Отчетный»:
·
Размещение
информации на сайте ДОУ.
·
Выставки рисунков.
·
Фотовыставки,
фотогалереи.
·
Систематизирование
методического материала.
·
Оформление статей
в газете ДОУ «70 лет Великой Победе».
·
Проведение
совместных мероприятий (досуги, развлечения, праздник).
·
Размещение
информации на сайте ДОУ.
·
Выпуск методического
пособия.
Этапы
реализации проекта:
I. Подготовительный
(01.04.19 – 31.05.19):
1.
Изучение
теоретических вопросов проблемы. Анализ методической литературы по теме.
2.
Сбор информации
педагогами и родителями (фото, исторический материал, медали и ордена
участников ВОВ и т.д.).
3.
Создание «банка»
на электронных носителях.
4.
Изготовление
практического материала.
5.
Составление
программы взаимодействия семьи и ДОУ.
6.
Разработка игровых
образовательных ситуаций, сценариев, досугов и развлечений.
7.
Подготовить
материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных,
программно-методических, разработка образовательных ситуаций по нравственно-патриотическому
воспитанию, создание информационных условий для реализации проекта.
II. Основной (03.06.19 – 31.03.20):
1. Систематизация методического материала.
2.
Проведение образовательных
ситуаций, бесед, встреч с ветеранами ВОВ.
3.
Демонстрация
презентационного материала.
4.
Проведение
мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.
5.
Повышение
профессиональной компетентности педагогов и родителей.
6.
Проведение On-Line-консультаций
для родителей.
7.
Размещение
информации на сайте ДОУ.
8.
Размещение
материала в газете ДОУ.
III. Заключительный (01.04.20 – 29.05.21):
Модификация и включение НОД по нравственно-патриотическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста в сетку образовательного
процесса ДОУ.
Организация
встреч, праздников, развлечений, выставок совместно с родителями и
общественностью.
Ожидаемые
результаты проекта:
· Дети осознают,
какой ценой была достигнута Победа в Великой Отечественной войне, насколько
трудными были шаги к ней.
· При знакомстве
детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной
войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны у детей будет
наблюдаться серьёзное отношение, повышенный интерес.
· Восстановится
связь поколений в семье через память о войне. На заключительное мероприятие –
тематический праздник «Священный праздник День Победы», будут приглашены в
качестве почётных гостей ветераны, работники тыла и «дети» войны.
Мы надеемся, что гипотеза, которую мы
предполагали в начале работы над проектом, даст положительные результаты,
которые порадуют и педагогов, и детей и родителей.
Мы считаем, что данный проект может иметь широкое распространение в муниципальной, краевой и федеральной
системе дошкольного образования. Проект не требует значительных материальных
затрат, в его реализацию активно включатся родители воспитанников,
общественность. Сведения о Победе в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г, героях Краснодара,
доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Библиографический список:
1.
Алексеев С.П.
Рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: Махаон, 2013.
2.
Великой Победе
посвящается. Праздники в детском саду. Творческий центр. – М., 2011.
3.
Иванова
А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое
пособие. – М.:ТС Сфера, 2007 .- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
4.
Занятия по
патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской.
Творческий центр. – М., 2011.
5.
Новицкая
М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.:
Линка-Пресс, 2003.
6.
Ознакомление с
окружающим миром. Конспекты занятий для работа с детьми 6-7 лет. И. А.
Морозова, М. А. Пушкарева. – М.:Мозаика-синтез, 2007.
7.
Ознакомление с
окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. И. Л.
Морозова, М. А. Пушкарева. – М.: Мозаика-синтез, 2007.
8.
Пионеры-герои.
Рассказы о пионерах-героях Советского Союза. Красноярское книжное издательство,
1986.
9.
Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических
работников ДОУ/ Авт. –сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина и др. – 2-е изд.;
испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2001
г.
10.
Уссурийцы в боях
за Родину. Уссурийск. УГПИ. 2000.
11.
Штанько
И.В., Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
«Я, ты, он, она! Вместе – дружная семья!»
Направления проекта:
1.
Познавательно-речевое.
2.
Художественно-эстетическое.
3.
Физкультурно-оздоровительное.
Характеристика проекта:
По
длительности: долгосрочный.
Участники
проекта: педагоги, дети старшего
дошкольного возраста, родители.
Актуальность проекта:
Наше общество представляет собой большую коммунальную
квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания. Они
живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и
согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем кто живет рядом, не
зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по другому молятся,
соблюдают иные традиции. К сожалению, на современном этапе развития общества
часто происходят межнациональные конфликты, основанные на неуважении и
нетерпимости между людьми. Каждый человек должен представлять для другого
человека партнера по общению, труду, отдыху. И тут национальная принадлежность
играет не решающую роль, здесь главное – вызывает ли человек интерес как
личность, может ли он сочувствовать, сопереживать своему партнеру, уважать его.
Однако нельзя полностью отодвигать на последний план национальность человека
ведь именно он и является носителем особенностей и традиций своей нации. Умение
сочувствовать и уважать людей разных национальностей не могут появиться сами
собой их необходимо воспитывать, начиная с самого начала, с тех пор, когда
ребёнок попадает в первый в своей жизни коллектив – детский сад.
Во все времена и у всех народов основной целью
воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных
обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,
производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта,
накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной
педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром,
гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного
человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания»
человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Общение детей разных национальностей оказывает
благотворное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве,
культуре другого народа. Систематическое непосредственное общение сказывается
на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных
национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность
практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности –
сверстникам и взрослым – и сохранить такое отношение ко всем народам.
В этих условиях происходит систематическое
интернациональное воспитание детей. На сближение детей разных национальностей в
этом случае оказывают влияние общие игры, прогулки, участие в общественно
полезной работе. Но при таком объединении детей разных национальностей
необходимо продуманное целенаправленное руководство всем педагогическим
процессом и вопросами интернационального воспитания. Большие требования здесь
предъявляются к педагогу. Он должен располагать значительным запасом знаний в
области интернационального воспитания, проявлять большой такт и чуткость по
отношению к детям любой национальности.
Только при таких условиях возможно избежать формальное
и механическое объединение детей, не понимающих языка друг друга, привить им те
качества, которые необходимы для подлинного интернационалиста.
Та же чуткость и такт необходимы и тогда, когда
ребенок одной национальности попадает в группу детей другой национальности.
Ласковое и нежное отношение воспитателя к такому ребенку не остается не
замеченным детьми. Подражая своему педагогу, они начинают проявлять заботу,
чуткость, внимание, ласку по отношению к сверстнику другой национальности. Это
подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные
условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и
перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются
виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
Ребенок пристально присматривается к миру взрослых,
начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир
человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие
людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет
свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Нравственное развитие дошкольника включает три
взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то
есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального
сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной
оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее
нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким
образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный
моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний
у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим
людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и
отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться
с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины и нарушении
норм.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является
самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагоги
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 24»
разработали проект «Я, ты, он, она! Вместе – дружная семья!», который направлен
на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости,
справедливости, отзывчивости; воспитание чувство гордости за людей, живущих в
дружбе со всеми народами.
Цели
проекта:
· Воспитание симпатии и уважения к людям разных
национальностей;
· Дополнять знания об окружающем мире;
· Расширять знания о культурах разных народов, их
национальной кухне, одежде, растениях и животных в их республиках, народных
подвижных играх;
· Формирование чувства единства, дружбы, равенства и
братства, объединяющих народы России.
Задачи:
1.
Закладывание
основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с
творческим потенциалом, способной к совершенствованию, к гармоничному взаимодействию
с другими людьми.
2.
Развитие чувства
уважения к старшим, товарищества и дружбу со сверстниками, заботы и внимания к
окружающим людям.
3.
Формирование
навыков культуры поведения.
4. Формирование высокой культуры отношений не только к
своему народу, но и к другим народам.
5. Развитие интереса и обогащение представлений о
народных традициях, культуре народов.
6.
Развитие
нравственных чувств у дошкольников.
7.
Развивать связную
речь дошкольников, обогащать и активизировать их словарь.
Описание проекта
В постсоветский период, в условиях распада некогда
единого и мощного государства, повлекшего за собой развитие межнациональных
конфликтов, особое значение в системе формирования личности приобретает
интернационально-патриотическое воспитание.
При современном уровне миграции народов, дошкольные
учреждения посещают дети разных народностей, с разными культурными традициями,
разным уровнем знания русского языка. Система дошкольного образования только на
уровне частных детских садов может создавать для детей группы, объединяющие
малышей по национальному признаку. В государственных учреждениях все дети
распределяются по группам с учетом возраста.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в
становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание
и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном
этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений,
привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках
и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир
родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны –
России.
Отношение к человеку другой национальности начинает
формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном
населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном
коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных
народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании
дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят.
Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки
или, наоборот, испуг.
Основной путь воспитания у детей культуры
межнационального общения – это приобщение к этнонациональной культуре через
познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений
талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров
народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные
ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по
его делам и поступкам.
Важным моментом толерантного воспитания является
формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному
многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как
хорошо, что нас много и мы все разные».
Эффективность толерантного воспитания зависит от
комплексного использования различных методов и средств.
Работа по
реализации проекта ведется по блокам:
1 блок «Методический»:
· Сбор информации по теме.
· Определение основных направлений работы.
· Составление программы взаимодействия семьи и ДОУ.
· Подготовить материально-техническую базу и создание
мотивационных, организационных, нормативно-правовых, программно-методических,
информационных условий для ознакомления дошкольников с национальностями людей,
проживающих на территории нашего края.
2 блок
«Национальности»:
Костюмы:
· Презентация
«Национальные костюмы».
· Беседы,
рассматривание национальных кукол.
· ИЗО
деятельность «Элементы национальных костюмов».
· Изготовление
национальных костюмов для кукол.
· Изготовление с
родителями национальных костюмов.
· Конкурс-демонстрация «Национальный костюм».
Устное творчество:
· Стихи.
· Загадки.
· Кроссворды.
· Рассказы, сказки.
· Пословицы и поговорки.
· Знакомство со
словами «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и т.д. на различных языках.
Музыкальное творчество:
· Прослушивание
песен и произведений.
· Презентация
«Композиторы».
· Разучивание
национальных песен.
· Презентация
«Танцы народов разных национальностей».
· Разучивание
народных плясок, танцев, хороводов.
Декоративно-прикладное творчество:
·
Презентация «Прикладное искусство разных
народов».
·
ИЗО деятельность «Элементы национального
быта».
·
Национальная кухня:
· Презентация
«Блюда разных национальностей».
· Презентация
«Знакомство с национальными овощами и фруктами».
· Приготовление с
родителями национальных блюд.
· ИЗО
деятельность «Национальный пир».
· Неделя национальных блюд.
Игры:
·
Настольные игры.
·
Дидактические
игры.
·
Подвижные народные игры.
·
Игры-забавы.
3 блок
«Досуговый»:
·
Развлечения.
·
Конкурсы.
·
Праздники.
·
Фестивали.
4 модуль «Аналитический»:
·
Систематизирование
методического материала
·
Сопоставление
промежуточных результатов с задачами проекта
5
модуль «Отчетный»:
·
Выставки рисунков
·
Фотовыставки,
фотогалереи.
·
Размещение
информации на сайте ДОУ
Этапы
реализации проекта:
I. Подготовительный
(03.09.18 – 01.11.18):
1.
Изучение
теоретических вопросов проблемы. Анализ методической литературы по теме.
2.
Сбор информации
педагогами и родителями (фото, исторический материал) о национальностях.
3.
Создание «банка»
на электронных носителях о костюмах, флагах, песнях, произведений искусства,
быта, танцах, блюдах и т.д. разных национальностей.
4.
Изготовление практического
материала.
5.
Составление
программы взаимодействия семьи и ДОУ.
6.
Разработка сценариев
досугов и развлечений.
7.
Подготовить
материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных,
программно-методических, разработка игровых образовательных ситуаций по
интернациональному воспитанию, создание информационных условий для реализации
проекта.
II. Основной (03.11.18 – 31.01.20):
1.
Систематизация
методического материала.
2.
Проведение образовательных
ситуаций по интернациональному воспитанию дошкольников.
3.
Демонстрация
презентационного материала.
4.
Проведение
мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.
5.
Повышение
профессиональной компетентности педагогов и родителей.
6.
Проведение On-Line-консультаций
для родителей.
7.
Размещение
информации на сайте ДОУ.
III. Заключительный (03.02.20 – 29.05.20):
Модификация (если необходима) и
включение игровых образовательных ситуаций по интернациональному воспитанию
детей старшего дошкольного возраста в сетку образовательного процесса ДОУ.
Организация
конкурсов, фестивалей, праздников, развлечений, выставок совместно с родителями
и общественностью.
Ожидаемые
результаты проекта:
Обострение межнациональных конфликтов – животрепещущая проблема
современной России. Значит, задача педагогов на нынешнем этапе развития
общества воспитание детей способных испытывать симпатию и уважение к людям
разных национальностей. Постоянное, целенаправленное воспитание детей
дошкольного возраста в духе интернационализма – важная задача, не теряющая
своей значимости в настоящее время. Интернациональное воспитание призвано
развивать у детей чувство принадлежности к единой многонациональной Родине,
чувство общенациональной гордости. Интернациональное воспитание органически
связано с другими частями воспитания с умственным, нравственным, трудовым,
физическим и эстетическим.
Проект позволит решить задачи воспитания и обучения детей старшего
дошкольного возраста в направлении воспитания чувства интернационализма
дошкольников, включает «этику межнационального общения»: симпатию, дружелюбие и
уважение к сверстниками и взрослым различных национальностей, понимание и
принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их
функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни,
культуре представлений иных этнических коллективов; отражение
эмоционально-положительного отношения к Правилам вежливости каждого народа – это
очень сложное сочетаний национальных традиций и обычаев. И где бы ребенок ни
был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии
с их нормами.
Возможное попутное решение дополнительных задач, например, по развитию
речи (составление описательного рассказа, решение грамматических задач,
развитие логическое мышление, решение многих задачи по изо деятельности,
ручному труду).
Мы считаем, что данный проект может иметь широкое распространение в муниципальной и краевой системе дошкольного
образования. Проект не требует значительных материальных затрат, в его
реализацию активно включатся родители воспитанников. Знакомство с национальностями,
их традициями, искусством и т.д. доступны и интересны не только детям, но и
взрослым.
Библиографический список
1.
Азаров Ю.П.
Искусство воспитывать. – М., 1985.
2.
Антонова Т.В. Особенности общения старших
дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, №10, 1975.
3.
Арсалиев,
Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии/Ш.М. Арсалиев//Этнос и
личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы
межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003.
4.
Архарова,
Л.И. Воспитание на народных традициях/Л.И. Архарова//Воспитание патриотизма,
дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической
конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). – М., 2001.
5.
Бабынина
Т.Ф. Традиции национальных культур. – Казань., 2004.
6.
Беляева Л.И. Формирование положительного отношения
к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение,
1977.
7.
Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. – М.: Педагогика,
1974.
8.
Богомолова М. И. Роль общения в интернациональном
воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание. 1984, № 5, с. 8-10.
9.
Богомолова М.И. Праздник как средство интернационального
воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 1980, № 1, с. 8-12.
10.
Богомолова М.И. Интернациональное воспитание
дошкольников в игре//Вопросы преподавания курса дошкольной педагогики в
педагогическом вузе. 1974, № 1, с. 141-157.
11.
Богомолова М.И. Национальная кукла как средство
воспитания у младших дошкольников симпатии к детям разных национальностей //Пути
совершенствования воспитательно-образовательного процесса в младших
группах детского сада.1983, № 1, с. 57-75.
12.
Волков,
Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций
воспитания/Г.Н. Волков//Мир образования – образование в мире. – 2002. – № 1. –
С. 11.
13.
Дошкольная
педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и
психология»/Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.,1988.
14.
Козлова
С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика для студ. сред. пед. учеб. заведений/
С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М., 2000.
15.
Каллагова Ф.
Патриотическое и интернациональное воспитание детей. – М., 1978.
16.
Крупская Н.К.
Интернациональное воспитание детей в начальной школе. – М., 1980, т.6 - с.72.
17.
Кучина В.
Проблема интернационального воспитания. – М., 1978.
18.
Литвинова М.Ф.
Русские народные подвижные игры/Под ред Л. В. Руссковой. – М., 1986.
19.
Межнациональные отношения. Интернациональное и
патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект. Учебно-методическое пособие
для ВУЗов; Магометов А.А. – М., 1984.
20.
Орлова А. Детям о
разных народах. – М., 1967.
21.
Орлова М.
Формирование толерантности у дошкольников.//Дшкольное воспитание. – М., 2003, №
11. – с. 51-54.
22.
Педашенко Н. Об
интернациональном воспитании М.: 1963
23.
Сухомлинский В.А.
Как воспитывать настоящего человека. – Киев, 1975.
24.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев,
1974.
25.
Харисов,
Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса/Ф.Ф.
Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук: 13.00.01. – Элиста, 1999.
ПРОЕКТ
«Зажигаем звездочки»
Разработчик
проекта: Стенькина Елена
Владиленовна, музыкальный руководитель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №
24».
Участники проекта:
дети старшего дошкольного
возраста, родители, педагоги ДОУ.
Социальные
партнеры: студенты Краснодарского музыкального колледжа им. Н.
А. Римского-Корсакова, средняя общеобразовательная школа-интернат народного
искусства для одаренных детей имени В.Г.Захарченко, АНО благотворительных и
социальных программ «СИНЯЯ ПТИЦА».
Сроки реализации: долгосрочный
(сентябрь 2018 г. – май 2019 г.)
I. Актуальность данной проблемы
«Каждый человек талантлив,
- отметил в «Концепции развития молодых талантов» Д.А.Медведев, - добьется ли человек успеха – зависит от того,
будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить
его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества».
Очень сложно проявить себя и показать свои таланты
детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), т.к. они имеют множество
ограничений в различных видах деятельности. Часто такие дети испытывают
трудности социальной адаптации, воспитания, общения, недостаточно
самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Многие лишены
широких контактов, возможности получать опыт от сверстников и других людей, которые
есть у обычного ребенка.
Часто семьи, воспитывающие ребёнка с ОВЗ,
характеризуются повышенной тревожностью, беспокойством, гиперопёкой своего
ребёнка либо, наоборот, безразличием. Это тоже затрудняет процесс социальной адаптации детей с отклонениями в
развитии в обществе. Поможет родителям поверить в своего ребёнка, обратить
внимание на его таланты, начать гордиться им за активное участие в проекте
«Зажигаем звездочки».
Театрально-музыкальное направление развития даст возможность
детям с ОВЗ проявить себя, развить свои способности, повысить свою самооценку,
выступить перед публикой, завоевать уважение и популярность среди других детей
и взрослых, наладить с ними общение. Совместная творческая
театрально-музыкальная деятельность детей с ОВЗ и «здоровых» детей не только
создаст условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития
способностей и детского творчества, но и
позволит ребёнку вступать в контакты с детьми из других групп. Расширение круга
общения создаст полноценную среду развития, поможет каждому ребёнку найти своё
особенное место, стать полноценным членом сообщества и не даст обыденности
«засосать» детей с ОВЗ и превратить их в равнодушных, замкнутых пассивных
маленьких «старичков».
Цель проекта:
Создание
условий для развития способностей
детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через систему специальных мероприятий
по музыкально-театральной деятельности с целью полноценного комплексного
развития и воспитания активной жизненной позиции.
Задачи:
· Оборудовать предметно-игровую среду для
развития театрально-музыкальных способностей.
· Повысить информированность
родителей, педагогов об особенностях
развития музыкально-театральных способностей у детей дошкольного с
ограниченными возможностями здоровья.
· Разработать и реализовать систему занятий
по развитию музыкально-театральных способностей у детей старшего дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья через систему специальных
мероприятий: занятия с элементами хореографии, занятий по актёрскому мастерству
и технике речи.
· Заинтересовать родителей перспективами
развития театральной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада,
сделать их союзниками в своей работе.
II. Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь 2018г):
- Изучение состояния
проблемы в научно-методической литературе.
- Составление плана работы.
- Проведение родительских собраний, на которых
родителей ознакомили с целью проекта, его содержанием. Родители получили
консультации по развитию музыкально-театральных способностей детей данной
категории.
II этап – основной (декабрь 2018г – март 2019 г.):
- Разработка и апробация цикла занятий с элементами
хореографии и ритмопластики, пластического балета, технике речи, театрализованной
деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья.
- Написание и утверждение сценариев, графиков показа
театральных постановок и спектаклей.
- Изготовление театральных костюмов, декораций совместно
с детьми, родителями, социальным партнером АНО «СИНЯЯ ПТИЦА».
- Показ детьми с ОВЗ настольного театра «Красная
шапочка» совместно с представителями АНО «СИНЯЯ ПТИЦА».
- Организация совместной театрализованной деятельности
«Театральный четверг» детей дошкольного возраста с ОВР, детей имеющих «норму»
развития и взрослых (родителей и педагогов) для совместных мероприятий.
- Выпуск афиш и пригласительных билетов.
- Проведение Театрально-музыкального занятия
«Музыкальный теремок» совместно с родителями и студентами Краснодарского
музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова.
- Организация и проведение совместного театрализованного
представления «Добро, милосердие и любовь» (участники: дети, родители и педагоги ДОУ, с участием детей СОШ-интернат
им. В.Г.Захарченко.
III этап – заключительный (апрель – май 2019г.):
- Премьере
сказки «Муха Цокотуха» (участники – дети с ОВЗ при поддержке «здоровых» детей,
родителей и педагогов ДОУ).
- Фотовыставка «Наши
маленькие артисты»
- Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы
по проекту.
- Публикация опыта работы на сайте ДОУ.
III. Ожидаемые результаты:
- Повышение
информированности родителей, педагогов
об особенностях развития музыкально-театральных способностей детей старшего дошкольного
возраста с ОВЗ.
- Разработка и реализация цикла занятий с
элементами хореографии, ритмопластики, пластического балета, технике речи,
театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья.
- Организация совместной театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ, детей имеющих «норму» развития и
взрослых (родителей, педагогов и социума) – «театральный четверг».
- Активное участие родителей в проекте
поможет им поверить в своего ребёнка, обратить внимание на его таланты, начать
гордиться им.
- Подготовка и показ совместного спектакля-сказки «Муха
Цокотуха» по сказке К.И. Чуковского.
Библиографический список:
1.
Барышникова
Т.А. «Азбука хореографии»: М. - «Рольф» ,2001
2.
Буренина
А.И. «Ритмическая мозаика»: С-Пб. - «ЛОИРО» 2000.
3.
Вайнфельд
О.А. «Музыка, движение, фантазия!»: С-Пб.- «Детство-Пресс», 2002.
4.
Ветлугина
Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду»: М. - «Просвещение»,
1982.
5.
Галиченко
И.Г. «Танцуем, играем, всех приглашаем»: Ярославль - «Академия развития», 2000.
6.
Колодницкий
Т.А. «Ритмические упражнения, хореография и игры»: М.:«Дрофа», 2003.
7.
Павлова
Н. Н. Повышение педагогической
компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим
поражением ЦНС / Павлова Н. Н.// Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. - 2009. - № 3. - С. 42-47.
8.
Пасечник
Л. Семья и проблемы воспитания:
трудности семейной жизни людей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии :
статья вторая / Пасечник Л.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 24-31.
9.
Разенкова
Ю. А. Потребности семей с детьми раннего и дошкольного возрастов, проживающих в
Курской области / Разенкова Ю. А.// Дефектология. - 2009. - № 3. - С. 76-83.
10.
Райнпрехт
Х. В семье ребенок - инвалид / Райнпрехт
Х.// Защити меня!. - 2004. - № 3. - С. 33 - 34.
11.
Роот
З.Я. «Музыкально-дидактические игры»: М.: «Айрис-Пресс»,2004.
12.
Ткачева
В. В. О некоторых проблемах семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии / Ткачева В. В.// Дефектология. -
1998. - № 4. - С. 3-9.
13.
Федорова
Г.П. «Играем, танцуем, поём!: С-Пб: «Детство-Пресс», 2002.
14.
«Музыкальная
палитра» №3, 2001., №3,2003., №4,2003., №2,2006г.
Паспорт социально-значимого проекта
на тему
«Зажигаем звездочки»
Разработчик проекта: Стенькина Елена Владиленовна, музыкальный
руководитель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 24».
Участники проекта: дети старшего
дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ.
Социальные партнеры: студенты Краснодарского музыкального колледжа им. Н.
А. Римского-Корсакова, средняя общеобразовательная школа-интернат народного
искусства для одаренных детей имени В.Г.Захарченко, АНО благотворительных и
социальных программ «СИНЯЯ ПТИЦА».
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 г. – май 2019 г.)
I. Актуальность данной проблемы
Очень сложно проявить себя и показать свои таланты детям с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), т.к. они имеют множество ограничений в различных
видах деятельности. Часто такие дети испытывают трудности социальной адаптации,
воспитания, общения, недостаточно самостоятельны и нуждаются в постоянном
сопровождении взрослого. Многие лишены широких контактов, возможности получать
опыт от сверстников и других людей, которые есть у обычного ребенка.
Часто семьи, воспитывающие ребёнка с ОВЗ, характеризуются
повышенной тревожностью, беспокойством, гиперопёкой своего ребёнка либо,
наоборот, безразличием. Это тоже затрудняет процесс социальной адаптации детей с отклонениями в
развитии в обществе.
Театрально-музыкальное
направление развития даст возможность детям с ОВЗ проявить себя, развить свои
способности, повысить свою самооценку, выступить перед публикой, завоевать
уважение и популярность среди других детей и взрослых, наладить с ними общение.
Совместная творческая театрально-музыкальная деятельность детей с ОВЗ и
«здоровых» детей не только создаст условия для приобретения новых знаний,
умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволит ребёнку вступать в контакты с
детьми из других групп.
II. План и анализ реализации социально-значимого
проекта
Цель проекта:
Создание условий
для развития способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
через систему специальных мероприятий по музыкально-театральной деятельности с
целью полноценного комплексного развития и воспитания активной жизненной
позиции.
Задачи проекта:
·
Оборудовать предметно-игровую среду для развития театрально-музыкальных
способностей.
·
Повысить информированность родителей,
педагогов об особенностях развития музыкально-театральных способностей у
детей дошкольного с ограниченными возможностями здоровья.
·
Разработать и реализовать систему занятий по развитию музыкально-театральных
способностей у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья через систему специальных мероприятий: занятия с
элементами хореографии, занятий по актёрскому мастерству и технике речи.
·
Заинтересовать родителей перспективами развития театральной деятельности детей,
вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Этапы
осуществления проекта:
1 этап – подготовительный:
- Изучение состояния проблемы в
научно-методической литературе.
- Составление плана работы.
-
Проведение родительских собраний, на которых родителей ознакомили с целью
проекта, его содержанием. Родители получили консультации по развитию
музыкально-театральных способностей детей данной категории.
2 этап – основной:
- Разработка и апробация цикла занятий с элементами хореографии и
ритмопластики, пластического балета, технике речи, театрализованной
деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья.
- Написание и утверждение сценариев, графиков показа театральных
постановок и спектаклей.
- Изготовление театральных костюмов, декораций совместно с детьми,
родителями, социальным партнером АНО «СИНЯЯ ПТИЦА». Совместный показ
настольного театра «Красная шапочка».
- Организация совместной театрализованной деятельности «Театральный
четверг».
- Выпуск афиш и пригласительных билетов.
- Проведение Театрально-музыкального
занятия «Музыкальный теремок» совместно с родителями и студентами КМК им.. Н.
А. Римского-Корсакова.
-
Организация и проведение совместного театрализованного представления «Добро,
милосердие и любовь».
3
этап – заключительный:
- Премьере сказки «Муха Цокотуха».
- Фотовыставка «Наши маленькие артисты».
- Презентация проекта
для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
- Публикация опыта работы на сайте ДОУ.
Ожидаемый результат проекта:
- Повышение информированности родителей, педагогов об особенностях развития
музыкально-театральных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
-
Организация совместной театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
с ОВЗ, детей имеющих «норму» развития и взрослых (родителей, педагогов и
социума) – «театральный четверг».
- Активное участие родителей в проекте поможет им поверить в
своего ребёнка, обратить внимание на его таланты, начать гордиться им.
III. Результаты и вывод
В ДОУ были оборудована
предметно-игровая среда для развития театрально-музыкальных способностей детей
с ОВЗ.
Детям была интересна и близка
тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали в нем участие.
Родители поддержали педагогов,
проявили инициативу и творчество, активно участвовали в данном мероприятии.
Таким
образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не
только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также
способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в
проекте, сблизила детей, родителей и педагогов ДОУ.
Музыкальный руководитель Стенькина Е.В.
Отчет о реализации социально-значимого проекта
«Зажигаем звездочки»
Разработчик проекта: Стенькина Елена Владиленовна, музыкальный
руководитель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 24».
Участники проекта: дети старшего
дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ.
Социальные партнеры: студенты Краснодарского музыкального колледжа им. Н.
А. Римского-Корсакова, средняя общеобразовательная школа-интернат народного
искусства для одаренных детей имени В.Г.Захарченко, АНО благотворительных и
социальных программ «СИНЯЯ ПТИЦА».
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 г. – май 2019 г.)
Результаты реализации проекта представлены на педагогическом
совете, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 24» «___»________ 2019 г.
Актуальность
проекта:
Часто семьи, воспитывающие ребёнка с ОВЗ, характеризуются
повышенной тревожностью, беспокойством, гиперопёкой своего ребёнка либо,
наоборот, безразличием. Это тоже затрудняет процесс социальной адаптации детей с отклонениями в
развитии в обществе.
Театрально-музыкальное
направление развития даст возможность детям с ОВЗ проявить себя, развить свои
способности, повысить свою самооценку, выступить перед публикой, завоевать
уважение и популярность среди других детей и взрослых, наладить с ними общение.
Совместная творческая театрально-музыкальная деятельность детей с ОВЗ и
«здоровых» детей не только создаст условия для приобретения новых знаний,
умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволит ребёнку вступать в контакты с
детьми из других групп.
В
рамках реализации проекта были проведены мероприятия:
- Совместный показ детьми с ОВЗ и представителями АНО «СИНЯЯ ПТИЦА» настольного
театра «Красная шапочка».
- Проведение Театрально-музыкального
занятия «Музыкальный теремок» совместно с родителями и студентами КМК им. Н.
А. Римского-Корсакова.
-
Организация и проведение совместного театрализованного представления «Добро,
милосердие и любовь».
- Премьера сказки «Муха Цокотуха».
Результаты
реализации проекта:
В проекте принимали участие 17 детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ,
20 детей, не имеющих сложных нарушений в развитии, родители воспитанников, а
также социальные партнеры. Родители
привлекались для сопровождения детей на занятия по развитию
музыкально-театральных способностей. Для изготовления декораций и атрибутов
театральных постановок, а также в качестве зрителей или исполнителей ролей
сказочных героев в театральных постановках были привлечены социальные партнеры
и родители воспитанников.
Таким образом,
проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в
познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также
способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в
проекте, сблизила детей, родителей и педагогов ДОУ.
Музыкальный
руководитель Стенькина Е.В.
Заведующий
МБДОУ
МО
г. Краснодар
«Детский
сад № 24» Андреева
Н.В.
«___»__________
20___г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №
«24»
Творческий
проект
«Сказка в музыке»
Автор-составитель проекта
музыкальный руководитель Стенькина Е.В
Тип проекта: творческий;
Доминирующая в проекте деятельность: музыкальная;
Образовательная область: художественно-эстетическая; социально-коммуникативная
Участники проекта: дети подготовительной группы (25 человек),
родители, воспитатели, музыкальный руководитель;
Сроки проведения: ноябрь-декабрь 2018год в рамках ДОО.
Актуальность проекта
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Что
характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании
которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому
формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и
эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Тема «Сказка в музыке» обладает огромным ресурсом для осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества, приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда оно обращено к внутреннему миру ребенка. Музыкальная сказка:
Тема «Сказка в музыке» обладает огромным ресурсом для осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества, приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда оно обращено к внутреннему миру ребенка. Музыкальная сказка:
-развивает музыкальное восприятие, воображение,
образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой,
опираясь на смену интонаций;
-развивает представления детей о связи музыкальных и
речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
-дает возможность сравнивать произведения с
одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую,
сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
-развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировке сказок;
-развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировке сказок;
Гипотеза проекта
Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:
Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:
-развить более глубокое эмоциональное восприятие
музыки;
-выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
-выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
-расширить возможности умений выражать переживания
музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий
(в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных
инструментах).
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей основ
музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого
потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы
«Сказка в музыке». Подведением итогов проекта будет мероприятие в форме
Новогоднего развлечения «Сказка в гости к нам идёт!».
Задачи проектной деятельности
-Обосновать тему «Сказка в музыке», как способ
ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи
речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
-Приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОО, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;
-Проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
-Приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОО, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;
-Проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
Предполагаемые результаты
-Сформировать эмоционально-оценочного отношения к
музыке.
-Развитие образного мышления и творческого воображения.
-Повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
-Получить опыт самооценки.
-Творческое самовыражение детей.
-Повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
-Получить опыт самооценки.
-Творческое самовыражение детей.
Этапы реализации проекта:
|
1. Концептуальный |
Выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов. |
|
2.Подготовительный |
Подбор фонотеки, методического материала, разработка сценария.
Создание модели организации работы по теме «Сказка в
музыке» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей.
|
|
3. Практический |
Внедрение различных форм работы по теме «Сказка в музыке» в образовательное пространство ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями воспитанников. |
|
4. Заключительный |
Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой активности детей. Оценка деятельности в ходе реализации проекта, |
|
5. Итоговый |
Сбор данных по результатам деятельности. Создание модели организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОО. |
Реализация
проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в
детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали
свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение
проблемы: нужно подготовить новогодний музыкально - театрализованный праздник
по сказкам, где одним из персонажей будет Баба Яга.
Письмо Бабы Яги (с которого всё и началось…)
Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха.
Мочи нет одной мне жить.
С вами я хочу дружить.
Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.
На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.
Я хочу хорошей быть
И карету заслужить.
Помогите! Помогите!
Сказку, сказку сочините!
Чтоб была я в ней не злая, а добрая!
Модель организации работы по теме
«Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОО посредством знакомства детей с музыкой балета П. И. Чайковского, написанного по сказке Гофмана «Щелкунчик»
Модель организации работы по теме
«Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОО посредством знакомства детей с музыкой балета П. И. Чайковского, написанного по сказке Гофмана «Щелкунчик»
1.Музыкально-ритмические
движения:
Разучивание подгрупповых хореографических композиций:
«Упражнение с лентами», «Вальс» муз.П.И.Чайковского
2.Театрализованная деятельность:
Разучивание стихов, ориентирование в пространстве,
развитие жестов, движений, мимики.
3.Вокальная деятельность:
Разучивание песен:
«Зимняя песенка», муз.М.Красева; «К нам приходит Новый
год!», муз.В.Герчик;
4. Игровая деятельность:
Хоровод-игра «Бабка-Ежка» сл. и муз. Т. Морозовой,
подвижные музыкальные хороводы- игры с Дедом Морозом и Снегурочкой «Вперед
четыре шага», «Елочки- пенечки»Т. Морозовой
Развлечение «Сказка в гости к нам идёт!»


Комментариев нет:
Отправить комментарий