Аттестация


МБДОУ МО г.КРАСНОДАР«Детский сад комбинированного вида №24»
                         350002, г. Краснодар, ул. Березанская, 37
Авторская разработка
музыкально-дидактической игры для детей с 3 до 7 лет
«Мы по кругу побежали»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Стенькина Елена Владиленовна
Необходимость в интеграции  образовательных областей, в соответствии с Федеральными государственными  требованиями, стимулирует нас, педагогов, искать новые решения  для повышения уровня образовательной деятельности. Работая в маленьком сельском детском саду на трёх разновозрастных группах, я ощущаю нехватку методического материала.  По многим разделам, темам я сама придумываю игры, разрабатываю пособия, которые интересны и понятны детям.  Представленный авторский стихотворный материал и разработанная к нему музыкально-дидактическая игра на музыку Б. Можжевелова, помогает в комплексе решать  задачи по разным образовательным  областям.
Музыкально-дидактическая игра для детей дошкольного возраста с 3-х лет.
«Мы по кругу побежали»  на музыку Б. Можжевелова.
Игра может использоваться музыкальными руководителями и воспитателями в разных видах деятельности (в организованной образовательной деятельности и образовательной деятельность при проведении режимных моментов). Закреплять в этой игре можно не только музыкальные знания, но и цвет, форму, буквы и так далее.
Цель: Научить детей двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и её динамикой. Закрепить в игровой форме знания детей в разных образовательных областях.
Задачи: Развивать слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость. Закреплять знание детских музыкальных инструментов,  способы игры на них. Воспитывать умение играть дружно, выполняя заранее определённые правила.
Материал: Набор колокольчиков, погремушек, гремящих коробочек и так далее.
Ход игры: По кругу раскладываются музыкальные инструменты по количеству детей. На начальном этапе берутся одинаковые инструменты, затем условие игры усложняется - добавляются другие инструменты (погремушки, гремящие коробочки, колокольчики). Дети под весёлую песенку легко двигаются по кругу, на смену характера (на вторую часть), берут инструменты, о которых поётся в данный момент, и играют на них.  С окончанием музыки дети кладут инструменты на место, игра продолжается с самого начала.  Предлагаемый стихотворный текст:
1. Мы по кругу побежали,          
Друг за другом побежали,
Мы по кругу побежали,
Колокольчики мы взяли.
Дети поднимают колокольчики и звенят ими:
 - Пусть в руках у ребят
Колокольчики звенят,
Пусть в руках у ребят
Колокольчики звенят.
Дети кладут колокольчики на место, игра продолжается.     
2. Мы по кругу побежали,
Друг за другом побежали,
Мы по кругу побежали,
Погремушки показали.
Дети поднимают погремушки и гремят:
- Пусть в руках у ребят
Погремушки загремят,
Пусть в руках у ребят
Погремушки загремят.
Кладут погремушки на место, игра продолжается.
3. Мы по кругу побежали,
Друг за другом побежали,
Мы по кругу побежали,
Треугольники подняли.
Дети поднимают звенящие треугольники и звенят ими:
- Пусть в руках у ребят
треугольники звенят;
Пусть в руках у ребят
треугольники звенят;
Дети кладут треугольники на место, игра продолжается.
 4. Мы по кругу побежали,
Друг за другом побежали,
Мы по кругу побежали,
И коробочки подняли.
Дети поднимают коробочки и стучат под музыку:
- Пусть в руках у ребят
Все коробочки стучат,
Пусть в руках у ребят
Все коробочки молчат.… Тс-с-с!
Последовательность игры и её продолжительность  можно менять.  Заканчивается игра фразой о том, что находится в руках у детей в данный момент. Например: «Пусть в руках у ребят инструменты замолчат» или «Пусть в руках у ребят колокольчики молчат» или «Пусть в руках у ребят погремушки не гремят» и так далее.
Игру по аналогии можно проводить с любыми другими предметами: фантиками, геометрическими фигурами, одинаковыми предметами разного цвета, буквами и т.д.
Поэтому игру  можно  использовать в других образовательных областях на закрепление знаний.
Например:
    на закрепление цвета:  «Красный цвет мне показали», «Все зелёненький подняли»,
«Жёлтый цвет скорее взяли» и т.д.
    на закрепление  формы: «Кубики быстрей подняли», «Пирамидки показали» и т.д.
    геометрических фигур: «И кружочки в руки взяли»,  «Поскорей квадраты взяли», «Треугольники подняли» и т.д.
 Игру можно использовать как весёлый конкурс на внимание:
    поднимать и выбирать можно фантики, бантики, игрушки и т.д.
С  детьми старшего дошкольного возраста её можно использовать  на закрепление цифр и даже букв, если это предусмотрено Образовательной программой ДОУ.
Например:
    «Цифру «7» мне показали»; «Цифру «8» отыскали» и т.д.
    «Букву «А» скорее взяли», «Выше букву «Я» подняли» и т.д.
Игра ограничивается только фантазией педагога и желанием детей играть!





«Лото» для детей дошкольного возраста»
Как уже известно, развивающие игры – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя – изучает цвет, форму, пространственные и числовые отношения между предметами.
В современной педагогике существует немалое количество игр для детей, которые способны развить сенсорные, двигательные и интеллектуальные способности ребенка.
Стоит помнить, что «развитие интеллекта» – это развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления. Сконцентрировав свое внимание только на одном аспекте, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.
Главный вид деятельности ребенка – игра. То есть основную часть времени ребенок должен играть простыми игрушками: машинками, конструкторами, куклами.
Важно помнить, что игры, прежде всего, должны доставлять ребенку удовольствие. Малыш должен радоваться, что узнал что-то новое. Ведь эта радость является залогом успешного развития детей в раннем возрасте, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Стоит помнить, что заниматься играми с малышом ему должна быть от этого радость, и польза.
Для этого необходимо соблюдать несколько правил.
Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.
На занятиях используются игры и дидактические задания, которые учитывают следующие особенности умственного развития:
1) Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в играх и заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи.
2) В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период складывается и вторая сигнальная система – речь. Очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем, образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.
Игра - это самое важное в жизни детей. Игры дарят нам время полноценного общения с ребенком, одновременно развивая его воображение, мышление и память. Есть много способов, чтобы сохранить общение с ребенком, один из них, это настольные игры. В них можно играть в любое время года и в любое время дня. В детском саду лучшее время для игры в лото – вторая половина дня. Многие дети очень любят настольные игры, и не зря – ведь совместная игра с взрослыми по правилам очень важна для их гармоничного развития. Настольные игры для детей и взрослых – отличный способ для времяпровождения как в детском саду с воспитателями, так и дома с родителями. Они сближают и оставляют теплые воспоминания, море позитива, радости и знаний. Детские настольные игры хороши тем, что они позволяют не просто весело провести время, но и являются хорошим развивающим материалом, ведь именно в игре дети учатся быстро и непринужденно.
Лучше всего проводить развивающие игры в детском саду в группе детей, так как коллективные занятия помогут развить в ребенке способности к взаимодействию с людьми и коллективный дух.
Игры для дошкольников делятся на: настольно-печатные (лото, домино, шахматы, настольные игры и т.д.), словесные (считалки, скороговорки, потешки и тд.), творческие (волшебный экран, творческие наборы, картинки), с игрушками и предметами, подвижные.
Игры влияют:
- на развитие речи;
- на развитие мышления;
- на развитие памяти, внимательности, умения сосредотачиваться на проблеме;
- на развитие воображения.
Дети очень любят играть в лото, игра дарит им положительные эмоции. Игра со взрослым помогает наладить контакт, улучшить отношения. Детям игра в лото помогает подружиться, научиться находить общий язык. В дальнейшем этот опыт позволит ребенку быстрее адаптироваться в детском коллективе. Детское лото расширяет словарный запас. Игра в лото учит ребёнка грамотной речи. Игра прекрасно расширяет кругозор , развивает логическое мышление, зрительную память. Лото вырабатывает такие качества как усидчивость, внимательность. Лото позволяет педагогу проводить негласную диагностику способностей ребёнка. Поскольку кому-то из детей все равно суждено проиграть, лото помогает выработать правильное отношение к неудаче. Взрослый должен правильно объяснить ребенку, что проигрыш неизбежен – таковы правила и суть игры.
Детское лото, как правило, состоит из большой картинки-основы (это может быть сцена из сказки или просто изображение) и мелких карточек, на каждой из которых можно найти часть общего изображения. Количество игроков зависит от количества карточек. Как правило, это от 2 до 6 человек (из опыта: 6 человек). Воспитатель осуществляет роль ведущего при игре в лото в младших группах. В старших группах дети могут самостоятельно справляться с ролью ведущего, воспитатель выполняет роль наблюдателя (что-то корректно подсказать, если нужно). Правила лото дети осваивают очень быстро. Заключаются они в следующем. Фишки перемешаны и лежат на столе картинкой вниз. Один из игроков (или ведущий) достает фишку и показывает присутствующим. Тот, кому карточка подходит к его картинке, забирает ее себе. Игра продолжается, пока у кого-то из игроков не заполнится вся картинка.

Цели игры:
Дидактические цели:
● Закрепить знания о музыкальных инструментах
● Активизация словаря, пополнение словарного запаса
Развивающие цели:
● Концентрация внимания
● Развивать память, речь, мышление
Правила игры
В игре могут участвовать от 2х до 8 игроков.
Детям раздаются карточки-поля. Один ребенок может взять от 1 до 2-3 карточек-полей.
Воспитатель (водящий) перед собой раскладывает разрезные карточки с изображением музыкальных инструментов. Далее, воспитатель наугад поднимает карточку, называет предмет. Игрок, на карточке у которого имеется соответствующий музыкальный инструмент, берет карточку и накладывает её карту-поле, закрывая изображение карточкой, полученной от водящего.
Выигрывает тот участник, который первым закроет всю карточку-поле.



Рецензия
на авторскую дидактическую игру «Лото» Музыкальные инструменты»,                                          музыкального руководителя МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 24»
Стенькиной Елены Владиленовны


Авторское методическое пособие «Лото» Музыкальные инструменты», разработанное музыкальным руководителем Стенькиной Еленой Владиленовной, относится к дидактической игре, и предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаемое пособие может быть использовано по ознакомлению с музыкальными инструментами, для развития образного, конструктивного мышления. Данное пособие помогает детям развивать сенсорные навыки, способствует развитию внимания, зрительной памяти, воображения, усидчивости.
Цель: Развить логическое мышление, внимание, память, развития образного, конструктивного мышления, умение запоминать полученную информацию; учить рассуждать, сопоставлять; совершенствовать моторику рук; обогащать и активизировать словарь ребенка, развивать связную речь. Учит детей умению играть в коллективе.
Используемый материал: карточки-поля и разрезные карточки с изображением музыкальных инструментов.
Выводы, результаты: Рецензируемая авторская дидактическая игра «Лото «Музыкальные инструменты», разработанное музыкальным руководителем Стенькиной Е.В.,  помогает детям наладить контакт, улучшить отношения, научиться находить общий язык. Детское лото расширяет словарный запас. Игра в лото учит ребёнка грамотной речи, прекрасно расширяет кругозор, развивает логическое мышление, зрительную память, вырабатывает такие качества как усидчивость, внимательность.
Данное методическое пособие рекомендуется к использованию в дошкольных учреждениях города Краснодара и края.  Так же  материал «Лото «Музыкальные инструменты» можно использовать в домашних условиях.
Данная разработка рекомендуется к использованию в дошкольных учреждения города Краснодара.


Рецензент




«____» ______________ 201___г.






Педагогическая разработка «Музыкальная гостиная» как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей МБДОУ»
Форма: методические рекомендации
Автор разработки: Стенькина Елена Владиленовна, музыкальный руководитель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 24».
Пояснительная записка
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.
Необходим поворот к жизненно важным ценностям, противостояние бездуховности, потребительству. Роль педагога в этом плане первостепенна. Великий русский писатель Л. Н. Толстой говорил, что наука доказывает истину, а искусство заражает его. Педагог должен не только знать методы и приемы обучения и воспитания, но и быть артистом, «заражающим» детей, наполняющим их эстетической радостью.
Музыкальный руководитель должен помочь педагогу войти в мир музыкальных образов, развивать музыкальность и художественный вкус, творческие устремления. Конечным же результатом такой работы будет музыкально-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Музыкальный руководитель должен помочь педагогу войти в мир музыкальных образов, развивать музыкальность и художественный вкус, творческие устремления. Конечным же результатом такой работы будет музыкально-эстетическое развитие дошкольника.
Новизна педагогической разработки «Музыкальная гостиная» представлена в системе мер по оптимизации взаимодействия «Музыкальный руководитель – воспитатель», включающая авторские семинары, занятия-тренинги, музыкально-поэтические часы.
Методологическая основа
Основу разработки составили идеи Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, которые отмечают, что успех совместной работы педагога-музыканта и воспитателей зависит от обоюдной заинтересованности в общем, для них деле и результатах музыкального воспитания детей.
Цель
Выявление и развитие музыкально-творческого потенциала педагогов, как следствие – повышение качества работы с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию.
Задачи
1. Обеспечение музыкального развития педагогов.
2. Осуществление взаимодействия музыкального руководителя и педагогов.
3. Повышение уровня музыкального развития детей.
Срок реализации: 1 год.
Ожидаемые результаты:
- Овладение педагогами современными музыкальными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими гармоничность и целостность их музыкального развития.
- Качественное взаимодействие музыкального руководителя и педагогов ДОУ.
- Развитие творческого потенциала музыкального руководителя и педагогов.
- Повышение качества музыкального воспитания детей в ДОУ.
Педагогическая разработка включает три раздела. В первом разделе дается описание методики работы. Второй раздел представляет содержание «Музыкальной гостиной» – перспективный план работы. Третий раздел содержит мониторинг выявления уровня музыкальных и артистических способностей педагогов. Завершает авторскую разработку приложение и список литературы.
Данная авторская педагогическая разработка может быть рекомендована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений.
Раздел 1. Методика работы
Методические рекомендации составлены на один год целенаправленной, систематической и последовательной работы с педагогами по развитию их музыкальности и творческого потенциала.
Работу необходимо осуществлять на основании следующих принципов:
1. Принцип всестороннего развития. Общение с искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара (музыка, поэзия, живопись и др.) духовно возвышающего и обогащающего каждого педагога.
2. Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара.
3. Принцип прогностичности – отражает в целях и действиях сегодняшние и будущие требования к музыкально – эстетическому развитию педагогов и детей.
4. Принцип рациональности – позволяет определять цели и способы их достижения для обеспечения максимального результата.
5. Принцип реалистичности – помогает определять конечные и промежуточные результаты.
Содержание работы «Музыкальной гостиной» распределено по темам:
1. Волшебный звук.
2. Театральные подмостки.
3. Хрустальный голосок.
4. Музыкальная игра.
В зависимости от объема программного материала длительность изучения темы варьируется – от двух до трех месяцев.
Каждая тема раскрывается через разнообразные формы обучения.
Этапы:
1 этап – подготовительный, включает в себя самоанализ «Деятельность воспитателя на музыкальном занятии»; анкетирование «Анализ работы музыкального руководителя воспитателями ДОУ»; входную диагностику по разделам: «Восприятие музыки», «Песенное творчество», «Элементарное музицирование», «Театрально – игровое творчество».
2 этап – основной, включает в себя следующие формы работы:
1. Вводная консультация.
2. Музыкальная мастерская.
3. Семинар-практикум.
4. Занятия-тренинги.
5. Мастер-классы.
6. Конкурсы.
7. Музыкальный КВН.
8. 9. Музыкально-поэтические вечера.
10. Музыкально-театрализованные представления.
Формы обучения по программе «Музыкальная гостиная» делятся на активные и пассивные.
Пассивные – в основном, предназначаются для передачи знаний в значении информации: консультации – получение информации по конкретному вопросу у специалиста; семинары – обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации.
Активные – формы обучения (практикумы, конкурсы, музыкальные мастерские, игры, тренинги и др.) ориентируются не только на усвоение знаний, но и на способы их получения, на развитие творческого потенциала педагогов; характеризуются высокой степенью вовлеченности педагогов в учебный процесс, повышенной степенью мотивации, эмоциональности, направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.
3 этап – заключительный. Цель – получение итоговых мониторингов по разделам: «Восприятие музыки», «Песенное творчество», «Элементарное музицирование», «Театрально-игровое творчество», анализ деятельности воспитателя в разделе «Музыка».
Перспективный план работы «Музыкальной гостиной» рекомендуется для использования на учебный год с группой педагогов в количестве 12 – 16 человек.
Периодичность встреч в «Музыкальной гостиной» – 1 раз в неделю.
В планирование допускается внесение дополнений, изменений в зависимости от индивидуальных особенностей группы и творческого потенциала воспитателей.
Мониторинг. Задания:
1 раздел «Восприятие музыки». Цель: Определить уровень эмоциональной отзывчивости педагога на музыку разного характера, умение определять жанр и форму музыкального произведения.
Задание №1. Материал: Набор карточек разных цветов и оттенков, аудио кассеты с записью музыки разных жанров. Музыкальный репертуар: Классическая музыка, джаз, рок-н-ролл, вальс, народная музыка. Методика проведения: У каждого педагога конверт с набором карточек.
Музыкальный руководитель: Прослушайте музыкальное произведение.
Вопросы: Какое настроение передает эта музыка?
В какой цвет вы бы окрасили эту музыку? (Педагог показывают карточки определенного цвета и объясняют свой выбор)
Задание № 2. Материал: Аудио кассеты с записью инструментальной и вокальной музыки (марш, песня, танец). Методика проведения: Педагоги прослушивают музыкальные отрывки произведений, определяют и соотносят иллюстрации с прослушанной музыкой. Музыкальный репертуар: Р. Шуман «Солдатский марш», П. Чайковский «Вальс», р. нар. мел. «Со вьюном я хожу».
3 балла – высокая эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, педагог самостоятельно и правильно определяет музыкальные жанры и форму музыкального произведения.
2 балла – проявляет интерес к музыкальной деятельности, но затрудняется в выполнении заданий.
1 балл – низкая музыкальна отзывчивость, педагог не способен самостоятельно определить музыкальные жанры.
2. Раздел «ПЕНИЕ».
Задание № 1. Цель: Определить умение чисто интонировать мелодию с музыкальным сопровождением и аккопельно. Методика проведения: Предложить педагогу спеть любую песню по желанию, с музыкальным сопровождением и без него.
Задание № 2. Цель: Определить уровень выразительного исполнения знакомой песни, умение инсценировать содержание песни.
Материал: Шапочки-маски, театральный реквизит (корзина, инструменты, игрушки и т. д., набор карточек, передающих содержание песни. Методика проведения: По группе педагогов (4-5 человек) предлагается выбрать карточку, иллюстрирующую содержание песни. Педагоги вспоминая текст песни, обдумывают варианты обыгрывания содержания песни. Надев шапочки-маски, взяв атрибуты, педагоги инсценируют песни. Музыкальный репертуар: Песни «Антошка», «Два веселых гуся», «Песенка кузнечика» и т. д.
Задание № 3. Цель: Определить уровень чистоты интонирования мелодии, умение петь естественным звуком, умение сочинить свою мелодию на заданный текст. Методика проведения: Педагогам предлагаются небольшие четверостишия, обдумывая варианты, педагоги сочиняют свою мелодию, находят нужную интонацию. Примечание: Характер придуманной мелодии должен соответствовать характеру текста.
3 балла – высокий уровень певческих данных, чисто интонирует мелодии песен, эмоционально передает их содержание, проявляет творческую активность.
2 балла – средний уровень певческих данных, не всегда чисто интонирует, но проявляет интерес к пению, эмоционален.
1 балл – низкий уровень певческих данных, не активен, мало эмоционален
3. Раздел «Элементарное музицырование».
Задание № 1. Цель: Выявить умение предавать ритмическую пульсацию и ритмический рисунок.
Материал: Металлофон, треугольники, бубны, колокольчики и т. д. Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прослушать муз. отрывок русской народной мелодии. Далее предлагает педагогам украсить мелодию игрой на инструментах, ритмически отстукивая мелодию произведения. Примечание: Отмечается ритмичность исполнения, правильность звукоизвлечения.
Задание № 2. Цель: Выявить умение педагога самостоятельно придумать мелодию на музыкальных инструментах. Материал: Набор музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон, набор шумовых инструментов). Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу сочинить песенку для игрушки и придумать ей название. Пример: «Мишка загрустил», «Беленький зайка», «Песенка про кошечку».
3 балла – высокий уровень элементарного музицырования, точная передача ритмического рисунка.
2 балла – средний уровень элементарного музицырования, не всегда точное ритмическое звукоизвлечение.
1 балл – низкий уровень элементарного музицырования, не развито чувство ритма.
4. Раздел «Основные навыки театрального мастерства».
Задание№ 1. Цель: Выявит умение передавать выразительность образа в этюдах, играх-драматизациях. Материал: фонограммы с разнохарактерной музыкой, шапочки-маски. Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу прослушать музыкальное произведение. Педагогу нужно соотнести услышанную музыку с соответствующей маской животного и под музыку с помощью мимики и пластики изобразить это животное.
Задание № 2. Цель: Определить уровень выразительности речи педагога, способность понимать эмоциональное состояние персонажа, выражая его речью, мимикой жестами. Материал: Небольшие отрывки стихотворения. Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прочесть небольшие отрывки стихотворений от лица разных персонажей использую мимику, жесты, интонационную речь. Пример: «Трусливый заяц», «Хитрая лиса», «Злой волк», «Страшный медведь» и т.д.
3 балла – высокий уровень актерского мастерства, точная и творческая передача образов с помощью мимики, жестов, выразительности речи. Высокая эмоциональность и инициативность.
2 балла – средний уровень актерского мастерства, эмоциональная отзывчивость, желание включиться в деятельность, не достаточный уровень навыков в создании образов.
1 балл – низкий уровень актерского мастерства, «зажатость», педагог не эмоционален, речь монотонная, не выразительная, без интереса относится к выполнению заданий по созданию образов.
По каждому разделу программы составляются таблицы анализа результатов на начало и конец учебного года.
Обследование педагогов проводится по подгруппам и индивидуально.
В сводной таблице проставляется уровень умений и навыков педагогов по 3-х бальной системе (3 балла – высокий; 2балла – средний; 1балл – низкий).
Затем анализируются результаты:
1. Ранжирование и распределение частоты баллов.
2. Распределение сгруппированных частот:
1-е действие – определение размаха R=(max-min)+1
2-е действие – выбор интервала раздела (если max больше 100, тоR:12; если меньше 50, то R:4);
3-е определение количества педагогов с высоким, средним и низким уровнями музыкально – артистических способностей.
Используемая литература
• Арцеменди А. Л., «Дошкольное музыкальное воспитание» перевод с испанского. Методическое пособие. М. ; Прогресс, 1989 г.
• Буренина А. И «Кукляндия». Учебное – методическое пособие по театрализованной деятельности – СПБ; издательство «Музыкальная палитра» 2008 г.
• Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». Учебное пособие: «Дошкольная педагогика и психология». М. ; «Просвещение», 1983 г.
• Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду». Методическое пособие. – Ярославль; Академия развития. 2006 г.
• Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». Пособие – М. ; Вако, 2006 г.
• Девятова Т. Н. «Звук волшебник». Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. ; Линко – Пресс, 2006 г.
• Комиссарова Л. Н. ; Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – Москва «Просвещение» 1986 г.
• Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах; Книга из опыта работы. М. ; Просвещение, 1990 г.
• Метлов Н. А. «Музыка – детям»; Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. М. ; Просвещение, 1985 г.
• Куцакова Л. В. ; Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка дошкольника»; Программа – методическое пособие «Росинка». М. ; – Гуманит. Издательский центр Владос, 2004 г.
• Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – Учебное пособие. М. ; Гуманит изд. Центр Владос. 1997 г.
• Роот З. Я. «Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста»; Пособие для музыкальных руководителей. М. ; Айрис – пресс, 2004 г.
• Суворова Т. И. «Танцуй малыш». Методическое пособие. ; СПБ; 2007 г.
• Сауко Т. Н. ; Буренина А. И. «Топ – хлоп, малыши». Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет – СПБ; 2001 г.
• Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музыцирование», Программа «Элементарное музыцирование с дошкольниками»; СПБ; Лоиро, 2003 г.







Комментариев нет: